Как правильно одеваться зимой?

Как одеться зимой тепло и удобно?«Тепло – это громоздко». Так мы привычно думаем с детства, ассоциируя зиму с огромными шубами, неповоротливыми дубленками, и шерстяным свитером. Однако в 21 веке все выглядит совсем иначе! Нужно только знать, что покупать. В нашей статье рассказываем, какие материалы и технологии помогут вам не замерзнуть за городом в минус тридцать!

Все началось со спортсменов. Именно им первым пришло в голову, что бегать, прыгать и гонять на лыжах в шести слоях одежды не очень комфортно. А поскольку после войны спорт – самое наукоемкое занятие, то ученые немедленно занялись изысканиями на тему тепла. Исследовав мех полярных медведей, пингвинье оперение и проведя уйму экспериментов, они поставили производство зимней одежды на научную основу. Фактически, теперь можно надеть тонкую майку, на нее — что-то вроде олимпийки и легкую (внешне) курточку, и бодро топать в зимний лес часа на четыре.

Итак.

Исподнее

Белье – альфа и омега зимней экипировки. Самая модная мембранная куртка не спасет, если на тело надета сколько угодно толстая майка из трикотажа или акрила. Почему так? Как известно, зимой нам нужна верхняя одежда лишь для того, чтобы сберечь тепло, а не произвести. Вырабатывает его наше собственное тело.

Вторая проблема – вывод пота. Если ткань (хлопок, например) впитает жидкость с поверхности кожи, и останется слегка влажной, то все «теплосбережение» вылетит в трубу. Мы постоянно, каждую миллисекунду, охлаждаемся от контакта с влажной тканью.

Поэтому зимнее белье должно быть: а) плотно облегающим, чтобы исключить скольжение и поддувание, б) очень хитрым по плетению и качеству ткани.

Северных зверей исследовали в лабораториях не зря. Как выяснилось, каждая ворсинка шерсти полярного медведя – полая внутри. Крошечные пузырьки воздуха и создают для белого медведя такую плотную шкуру, в которой он с комфортом плавает в Северном Ледовитом океане и сладко спит на льдинах. Идею немедленно заимствовали, и теперь в порах разного микроволокна, из которого делают термобелье, отлично аккумулируется тепло. А давление, которое при этом создается, «выталкивает» на поверхность белья капельки пота с кожи.

Следующим слоем удобно использовать флис, полартек или поларфлис. На ощупь они примерно одинаковые, и смысл их тоже в сохранении тепла. Флис и его разновидности – плотные непродуваемые материалы из полиэфирного волокна. На поверхности они создают сверхтонкую «воздушную подушку» с минимальной теплопроводностью. А еще флис намного труднее сделать мокрым, чем, например, шерсть. Это называется высокой гидрофобностью ткани, она по своему строению очень неохотно впитывает воду. И даже если вам все-таки удалось намочить флисовую куртку или водолазку, то высохнет она ровно в десять раз быстрее шерсти.

Верхний слой

В производстве верхней одежды со времен тулупов и шуб тоже произошли революционные изменения. Лучшей одеждой на морозы теперь считается не дубленка и не ватник, а мембранная куртка с утеплителем и аналогичными штанами.

Что такое мембрана? В сущности, это просто покрытие для ткани – приваренная пленка или пропитка. Главная прелесть в ее структуре: научные разработки позволили швейным технологиям работать натурально, в наносфере. Пленка представляет собой сотни тысяч крохотных пор в виде воронки. Воздух сквозь них отлично проникает, а вода – нет. Получается, что мембранная ткань одновременно выводит влагу из одежды, и не пропускает ее внутрь.

Для определения качеств мембраны используются цифры: они показывают конкретную водонепроницаемость и то, насколько ткань «дышит». Например, код «5000» означает высоту водяного столба в миллиметрах, давящего в лабораторных условиях на ткань. Таким образом, «пятитысячная» курточка отражает атаки среднего снегопада и небольшого дождя. «Двухтысячная» спасет лишь от мороси и осеннего легкого дождика. А вот «10000» уже рассчитаны на серьезные нагрузки. Маркировки типа «20000» встречаются редко и стоят дорого – такой «верхний слой», предполагается, выдерживает штормовой ливень и снежную бурю.

Вторая цифра в шифре производителей определяет дышащие свойства мембранной одежды. А именно граммы пропущенного пара на квадратный метр ткани за сутки. Приличным показателем считается «5000-8000», шикарным – «20000». Впрочем, для городских условий может хватить и «3000».

Еще одна цифра, пожалуй, главная для российской зимы: вес грамма утеплителя на квадратный метр (обычно от 80 до 300 г/м²). Она характеризует стойкость утепления: 80-150 граммов – это скорее осенняя одежда, на октябрьские вылазки; выше 150 начинается евро-зима. Ближе к тремстам – зима сибирская, суровая, от -15°С и ниже.

Выбирая мембранную куртку, обязательно учитывайте собственную активность на улице. Если планируете неспешные прогулки в солнечные и безветренные -10°С, то нет никакого смысла покупать туристическую водонепроницаемую мембрану, рассчитанную на бурю. Она пригодится, если ваш выбор – активные игры на зимней даче, валяние в снегу, ручная расчистка дорожек и другие зимние активности. А если вы – мама с коляской, планирующая небыстро, но долго гулять в любую погоду, вам нужны высокие цифры утеплителя и средние – влагозащиты.

Ноги – всему голова

В обувную промышленность проникли примерно те же высокие технологии: мембранный слой, утеплители, которые одновременно не дают ногам сильно вспотеть, а ботинкам – намокнуть. Часто обувь декларируется как непромокаемая, но, к сожалению, реагенты на дорогах разъедают большинство самых необыкновенных покрытий. Полностью отказаться от их использования нельзя – слишком велика плотность населения и количество машин. Простая механическая расчистка снега не помогает, приходится прибегать к соляным смесям.

Зато в загородных условиях плотным и легким ботинкам раздолье. Как раз на это они и рассчитаны – снежные сугробы, плохо проходимые зимние дороги, мороз и уличная влажность. Для работы на зимней улице отлично подойдут теплые зимние кроссовки или ботинки с трехслойной технологией Gore-tex – внешняя ткань, мембрана, внутренний мягкий слой. Для длительных прогулок выбирайте угги, стремительно вернувшиеся в моду сапоги-дутики, или родные русские валенки. Сейчас их делают даже в виде армейских ботинок или изящных сапог на каблуке.

Главное в зимней обуви, кроме теплостойкости и водонепроницаемости – это подошва, которая не скользит. А если вы купили шикарную обувь, а она просто сама едет по дороге, то совместите высокие технологии с народной выдумкой. Сцепление с тротуаром улучшит кусок белого советского лейкопластыря, наклеенного на подошву  :-) .

Теплой вам зимы!