Как организовать работу с подрядчиком.

Как организовать работу с подрядчиком?Выбор подрядчика – это порой нелегкое дело, от которого буквально зависит ваше будущее. Ведь дом строят на долгие годы, и, наверняка, вы захотите, чтобы и ваши дети смогли в нем жить. Конечно, строительная компания с солидным именем и проверенной репутацией, выполнит работы от и до, так сказать, под ключ. Однако такой вариант доступен не всегда – поблизости может не быть подобной фирмы, да и, кроме того, некоторые компании предлагают слишком высокие цены.
В такой ситуации, подрядчик – наиболее доступный вариант, хотя и контроль в этом случае нужно будет осуществлять самостоятельно. В нашей следующей статье мы поможем вам избежать острых углов в этом деле.

Трудности выбора

Первое и главное правило – это трезвый взгляд на специализацию и возможности выбираемой компании. Иными словами, специализация должна соответствовать необходимым работам – подрядчик, специализирующийся на строительстве кирпичных домов, навряд ли сможет возвести сосновый сруб.

Конечно же, на слово верить нельзя ни в коем случае. У подрядчика должно быть портфолио, которое необходимо проверить, посетив 1-2 построенных объекта. А еще лучше будет пообщаться с хозяевами этих домов, узнав все подробности, ведь информация в портфолио может не отражать всех подводных камней. Если с хозяевами связаться не удается, лучше выбрать другого подрядчика или попробовать присмотреться к дому самостоятельно. Трещины на фасаде, которому всего лишь год-два, кривизна откосов, куски монтажной пены, торчащие по краям окон, и другие изъяны подскажут, кому можно доверять, а кому не стоит.

Еще один важный момент – заключение договора, но для этого подрядчик должен быть зарегистрирован как юридическое лицо. По большому счету правильно составленный договор – это ваша единственная защита от недобросовестного отношения. В договоре должен быть указан физический адрес, ну а если офис находится в собственности компании, это даст возможность найти подрядчика и после завершения работ.

Договор подряда

Этот документ играет важнейшую роль, и в нем должны быть прописан полный список работ и оговорены все возможные спорные ситуации. Мошенничество – это не просто слово, которое мы слышим в новостях или кино, ведь даже обычный прораб, имеющий бригаду рабочих, постоянно ищет лазейки, чтобы положить себе в карман лишнюю копейку.

Бывают ситуации, когда он может и вовсе не заплатить своим рабочим – случается всякое, даже если этот прораб ваш дальний знакомый, или знакомый ваших друзей. Вот именно по таким “знакомствам” и происходит наибольшее количество трудовых споров, так как в этом случае люди зачастую не заключают договор на бумаге. В этом случае, подрядчик чувствует свою безнаказанность.

Гражданский кодекс, статья 432, четко регламентирует – договор подряда ОБЯЗАТЕЛЬНО должен включать в себя полный список работ, кроме того, должны быть указаны четкие сроки выполнения. Если сроки оговорены не будут, вы не можете как-либо в законном порядке повлиять на скорость строительства, давая возможность затягивать процесс до бесконечности.

Также не забудьте включить в договор следующее:
• Цены на проводимые работы и порядок расчета
• Гарантии качества работ и порядок устранения недостатков
• Порядок обеспечения материалами и оборудованием
• Обязательства и ответственность каждой из сторон
• Разрешение споров
• Участие инженерной организации в осуществлении прав и обязанностей заказчика
• Перечень приложенных к договору документов
• Адреса сторон

Подсчитав полную стоимость материалов и работ, вы составляете смету, которая затем должна быть прикреплена к договору.

Смета и цены

Смета – это фактически список всех материалов и работ с указанием их цен. При ее составлении важно учесть буквально все – начиная с разметки фундамента и заканчивая покупкой отделочных материалов (хотя иногда лучше не вносить стоимость материалов в смету, но об этом ниже).

Помните – то, что вы не учли, может выйти вам потом боком, ведь вы не просто даете возможность подрядчику нажиться, но и лишаете себя возможности потребовать переделать некачественные работы, если они не были указаны в смете. Смета прилагается к договору, и в случае возможных трудовых споров именно эти документы будут играть роль при юридическом разбирательстве дела.

Обычно подрядчик предлагает самостоятельно составить смету, если вы хотите согласиться – по крайней мере, внимательно ее изучите, несмотря на объем. В смету нередко включаются необязательные или просто лишние расходы, которые лучше исключить. А иногда происходит наоборот – в смету внесены лишь минимальные расходы, например, стоимость дома без отделки и утепления. Как следствие – потом вам придется доплачивать отдельно.

Еще один момент – это плата за дом целиком. В таком случае подрядчик с вероятностью в 90% будет экономить на стройматериалах. Избежать этого можно несколькими путями, один из них – упрощенная, а не полная, смета. В таком документе указаны лишь цены на объемы работ в соответствии с проектом и согласованными техническими решениями. То есть, цена стен – такая-то, кровли – такая-то. А материалы оговариваются и закупаются в отдельном порядке, и идут приложением к смете и договору.

Заработок на разнице цены – отдельная категория заработка многих подрядчиков. Схема проста: например, прораб показывает вам товарные чеки и накладные, в которых перечислены товарные позиции и цены; но зачастую товары закупаются по заниженной, оптовой цене, у одного и того же поставщика, который указывает в товарном чеке и накладной цены, которые указаны на ценниках, разделяя остаточную выгоду.

То есть, вы не только покупаете материалы, но и обеспечиваете дополнительным доходом прораба и поставщика. А иногда, подрядчик просто делает то же самое, но “по знакомству”, допустим – у родственника, оставляя себе немалую часть ваших денег. Здесь можно посоветовать либо подобрать поставщика самостоятельно, и контролировать процесс закупок, с помощью тех самых товарных чеков оплачивая по факту, либо – покупать все самому. Ну и, соответственно, указывать в смете стоимость материалов только при самостоятельном ее составлении.

Еще один способ подзаработать состоит в следующем. Расценки на работы часто предлагают рассчитывать по меркам 2000 года, а стоимость работ на текущий момент определяется посредством умножения на некий поправочный коэффициент, который рассчитывается Управлением Госэкспертизы. Этот коэффициент может быть чистейшим вымыслом, который позволит подрядчику придумать для вас выгодные ему цены, в расчете на то, что вы вряд ли будете искать эти цифры и считать самостоятельно. Чтобы не быть обманутым, посетите сайт «Управления государственной экспертизы» и ознакомьтесь с реальным индексом.

Контроль и еще раз контроль

И помните – весь процесс надо контролировать самостоятельно, буквально присутствовать во время вскрытия мешков с цементом и всюду совать свой нос. С одной стороны, вас могут обмануть, если вы – не профессионал. С другой – те же цены на материалы, пропорции раствора для фундамента и стен, можно без проблем узнать, да и присутствие хозяина несколько отрезвляет.

Конечно, лучше иметь хорошего друга строителя, которому можно доверять и привлечь для контроля за всеми процессами, причем, его можно нанять в качестве ревизора. Можно найти ревизора не из числа знакомых, но в таком случае нет гарантии сговора, так что, здесь также придется максимально наблюдать за процессом. Как в пословице: «Если хочешь, чтобы было сделано хорошо – сделай это сам». Так как, несмотря на правильно составленный договор, люди бывают разные, и, порой, стоит на секунду отвернуться, как тот же цемент будет разбавлен.

Еще есть услуга авторского надзора, когда за процессом строительства наблюдает планировавший их человек или представитель компании. Здесь также заключается договор, и в дальнейшем компания (или частное лицо), вдвойне заинтересована в том, чтобы качество было идеальным. С одной стороны, тот, кто планировал, лучше всех знает, как все должно быть, с другой – далеко не всех репутация заботит больше, чем нажива. А значит, здесь немало зависит от вашего выбора. Но стоит такая услуга дорого – от 5 до 15 процентов от общей суммы строительства.

Прием работы

Итак, мы переходим к завершающей фазе – приему работ. Подписание акта приема-передачи происходит быстро, если стройка была под полным контролем, и вы в принципе и так знаете что все окей.

Если же у вас есть сомнения (а они, по большому счету, должны быть всегда), проведите осмотр, опираясь на следующие обязательные пункты:

• Все оборудование вынесено, а дом очищен от строительного мусора и оставшихся материалов. Так вам ничего не помешает осмотреть каждый уголок.
• Двери, окна, должны закрываться легко, плотно, кроме того – находясь в полуприкрытом состоянии, они не должны самостоятельно открываться или закрываться.
• Между обоями не расходятся стыки, рулоны правильно подобраны по рисунку.
• Между плитой везде одинаковые, прямые швы. Также плитку полезно «простучать» на наличие пустот, которых быть не должно.
• Пол не имеет живых участков, не скрипит (если дом, и пол, деревянный, он может скрипеть, но в меру). Паркет не должен прогибаться, или наоборот, иметь небольшие выпуклости, которые, кстати, иногда можно заметить, лишь прижавшись к полу щекой.
• Излишки монтажной пены аккуратно удалены.
• И последнее – осматривайте работу не только днем, но и ночью. Включите везде свет, пройдитесь по дому и выйдите на улицу – это будет очень полезно.

Если найдете огрехи – обязательно говорите об этом и требуйте устранения. Как говориться – кто платит, тот и заказывает музыку. И не платите за работу, пока она огрехи не исправят.

Успешного вам строительства!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Остались вопросы? Напишите нам!

Нажимая кнопку «ОТПРАВИТЬ ВОПРОС», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных в Согласии на обработку персональных данных