Управление дачными поселками – какую форму выбрать?

Управление дачными поселками – какую форму выбрать?Приобретая участок за городом, многие мечтают скрыться на даче от повседневных забот. Но для спокойной жизни нужно, чтобы жизнь за забором была налажена: вовремя вывозился мусор, чистились дороги, не выключалось электричество… Да мало ли затруднений возникает в размеренной дачной жизни! Все сложные вопросы соседям лучше решать вместе, сообща.

О том, какие формы объединения дачников существуют, расскажем в нашей статье.

Объединяемся

Эксперты уверяют: чем раньше дачники задумаются о форме объединения, тем лучше. Начинать стоит еще на этапе продажи земель. На первых порах хватит просто создания сайта поселка или хотя бы странички на форуме. Это даст возможность обсуждать все вопросы в режиме он-лайн и упростит доступ к информации. После этого можно приступать уже к созданию самого некоммерческого объединения. Его деятельность регулирует ФЗ №66 “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан”.

Сразу проясним понятия. Любое объединение может быть садоводческим, огородническим либо дачным: название зависит от вида земель, на которых оно располагается. В свою очередь, земли различаются тем, какие помещения на них разрешено строить. На огородном участке дом размещать нельзя, максимум — сарай для инвентаря. На дачном разрешено жилое строительство с правом регистрации, а на садовом — дом без права регистрации. Правда, Конституционный суд РФ признал незаконным запрет на регистрацию в садовом доме. Но оспорить запрет пока можно только через суд.

Большинство объединений имеет стандартную структуру управления. Она включает:

  • Общее собрание — высший орган управления объединением.
  • Правление — осуществляет общее руководство и контроль за деятельностью организации. Избирается общим собранием из числа его членов сроком на два года.
  • Председатель правления — занимается всеми текущими вопросами.

Создать некоммерческое объединение могут минимум три человека. Они утверждают учредительный документ — устав, после чего объединение должно пройти госрегистрацию. Новые члены принимаются в объединение на общем собрании. После него в течение трех месяцев “новенькому” обязаны выдать членскую книжку.

Бюджет объединения складывается из взносов. Они делятся на:

  • вступительные — это деньги, внесенные на расходы по оформлению документации (регистрация, закупка членских книжек и т.п.);
  • членские – средства, периодически вносимые на оплату труда сотрудников, которые работают в объединении по трудовому договору. Например, на зарплату председателя;
  • целевые – средства, внесенные членами объединения на приобретение или создание “объектов общего пользования”. К ним относятся объекты водо-, электро-, газо-, теплоснабжения, охраны, организации отдыха и т.д. Также это могут быть дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, территории для сбора мусора и противопожарные сооружения.

Некоммерческое объединение дачников является юридическим лицом. Оно не ставит себе целью зарабатывать деньги, но может заключать договора на проведение коммуникаций, строительство или ремонт дорог, вывоз мусора и т.д.

Различия

Некоммерческие объединения делятся на несколько типов. Это:

  • ДНТ (СНТ, ОНТ) – дачное (садовое, огородное) некоммерческое товарищество;
  • ДНП (СНП, ОНП) – дачное некоммерческое партнерство;
  • ДПК (СПК, ОПК) – дачный потребительский кооператив.

Товарищество и партнерство как формы объединения очень похожи друг на друга. Они различаются лишь по типу собственности на “имущество общего пользования”.

В партнерстве оно принадлежит юридическому лицу, ДНП. Фактически, партнерство — это дачный аналог ТСЖ в многоквартирных домах. В товариществе все немного иначе: если имущество приобретается на средства целевого взноса, то оно становится коллективной собственностью членов товарищества. И каждый житель имеет право на свой “кусочек”. Если же финансирование идет на вступительные и членские взносы, то имуществом владеет само ДНТ.

В кооперативе совместное имущество создается путем объединения паевых взносов. Оно принадлежит самому кооперативу. Если в организации образуются убытки, члены кооператива покрывают их новыми взносами. Даже когда кто-то из соседей взносы не платит, члены ДПК компенсируют разницу из своего кармана. Именно поэтому ДПК сейчас — наименее распространенная форма некоммерческого объединения.

Управляем

Итак, объединение создано. Теперь дачникам необходимо решить, кто будет заниматься обеспечением нормальной жизнедеятельности поселка. Здесь могут быть два варианта:

  • Организация сама, от имени председателя, заключает все договоры с поставщиками. Отдельно — на вывоз мусора, отдельно — на очистку от снега и т.д.
  • Объединение выбирает управляющую компанию (УК).

Первый вариант наиболее распространен в обычных дачных поселках, второй — в коттеджных. Последние имеют очень развитую инфраструктуру. Как минимум, она включает в себя ограждения, пункт охраны, детскую площадку. Как максимум — парки, бассейны, центральные системы пожаротушения, консьерж-услуги и т.д. Все это, понятно, требует больших усилий по поддержанию объектов в рабочем состоянии.

Главная задача УК — содержать в порядке общее имущество поселка. Компания не управляет ни поселком, ни объединением жителей. Наоборот, она подчиняется дачникам. Финансируется работа УК из членских взносов участников объединения.

Управляющую компанию обычно выбирают после сдачи поселка в эксплуатацию, когда готова вся инфраструктура. До сдачи поселка всеми вопросами чаще всего занимается фирма-застройщик. Она может предложить дачникам свою управляющую компанию, и этот вариант, как правило, выгоден. Но он приемлем лишь в том случае, когда застройщик заработал себе хорошую репутацию. Иначе собственникам участков стоит сменить УК сразу после сдачи поселка.

Управляющие компании бывают двух видов:

  • полностью самодостаточная УК, которая выполняет весь объем работ;
  • компания, ограниченная узким кругом специалистов, которые только отбирают исполнителей работ, оценивают их результаты, занимаются сбором платежей.

Основные задачи управляющей компании:

  • жилищно-коммунальное обслуживание граждан;
  • организация аварийно-диспетчерской службы;
  • контроль объема, качества и сроков выполнения работ и услуг, защита интересов жильцов в случае их недопоставки;
  • организация системы учета и сбора платежей;
  • подготовка и обоснование бюджета расходов на содержание, развитие и модернизацию общего имущества, целевое использование бюджета;
  • поиск и использование законных возможностей коммерческого использования общего имущества, например, сдачи его в аренду.

В зависимости от типа дачного поселка услуги УК могут оцениваться по-разному. От нескольких тысяч в поселках эконом-класса до десятков тысяч в элитных районах. Но неважно, сколько дачник платит за свою благоустроенную жизнь. Важно, чтобы все потраченные им средства были использованы по назначению.

Приветливых вам соседей!

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Остались вопросы? Напишите нам!

Нажимая кнопку «ОТПРАВИТЬ ВОПРОС», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных в Согласии на обработку персональных данных