Разрешите строить? Вы еще старое не снесли!

Про разрешение на строительство мы писали неоднократно, говорили об этом в прямом эфире и разбирали детально упрощенную систему получения разрешения. А как быть если на вашем участке уже есть дом, который необходимо снести. Ломать, конечно, не строить, но и просто снести с лица участка старый дом не получится. Как следует действовать?

Снос здания (законодательно – демонтаж) – это строительно-монтажные работы, для которых необходима разрешающая документация. Теоретическое обоснование этому есть в статье 260 ГК России: ГК РФ Статья 260. Общие положения о праве собственности на землю:

“Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе … распоряжаться им иным образом, поскольку соответствующие земли на основании закона … не ограничены в обороте”.

По той же статье со ссылкой на статью ГК РФ 209 оговаривается, что все эти неограниченные действия со своим земельным наделом не должны «наносить ущерба окружающей среде и не нарушать прав и законных интересов других лиц». К примеру, сосед, чей сарай или дом примыкает к объекту сноса как к опоре, подобное решение не одобрит. При проведении сноса возможно лишение повреждение участков соседей или коммуникаций. То есть сносить надо не громко, не грязно, не с масштабом захвата соседского забора и без использования взрывчато-ядовитых растворяющих веществ. Чтобы ваш будущий снос не превратился в хаотичное своевольное действие и не нарушил общественного покоя, Градостроительный Кодекс предусмотрел документы, регламентирующие его проведение.  Расскажем о них на каждом этапе.

1 этап – разрешение на снос

Разрешение на демонтаж объекта капитального строительства выдается в органе местного самоуправления по вашему заявлению на постутилизацию (демонтаж и снос) строения с приложением копий паспорта и документов о правах собственности на участок и дом, кроме того, нужны нотариально заверенные согласия на снос от всех владельцев ветхой недвижимости. Разрешение – это не пустая формальность, это документ, регулирующий масштабное событие, который в случае чего еще уладит возможные разногласия между сторонами-участницами. Если постройка не превышает 5 метров в высоту, а ее площадь не более 60 квадратных метров, то заниматься оформлением бумаг не нужно. В других случаях, юридическую грамотность обеспечить просто необходимо.

2 этап – работы по демонтажу

Зря бытует мнение, что снести здание – большого ума не надо. Здесь так же требуется работа специалистов, грамотный расчет и спецтехника, согласования с соответствующими коммунальными службами… Если, конечно, хотите быть застрахованы от причинения ущерба соседским постройкам и участку, обрыва ЛЭП и подрыва собственного здоровья. Перед сносом территорию и объект изучают, проводят анализ для выбора способа демонтажа (механический, комбинированный, ручной), огораживают территорию работ, отключают и перекрывают на входе все коммуникации, иногда требуется согласование с соответствующими коммунальными службами. Работы выполняются по принципу сверху вниз, начинают с крыши и заканчивают демонтажем фундамента, если необходимо. Сразу оговоримся, многие хотят оставить старый фундамент под новый будущий дом. Все зависит, конечно, от ветхости дома, но чаще всего, единственным пригодным от старого сооружения остается котлован. Стоимость демонтажа рассчитывается в м2 и зависит от толщины стен, высотности и материала. 

3 этап – утилизация мусора

Снести дом – это только начало. Опасность предоставляют огромные пыльные кучи мусора, которые нужно разобрать и утилизировать. Это самая сложная часть работы, в зависимости от количества также может потребоваться разрешение, но чаще всего жилые частные ветхие дома обходятся без этого.  Мусор сортируют по классам опасности, по возобновляемости; заполняют сопроводительные документы и согласовывают полигон. Такая задача по плечу специализированным фирмам.

4 этап – снятие с учета снесенного здания

Снесённый дом так останется в числе «живущих» со всем налогами и сборами до тех пор, пока вы не снимете его с регистрационного учета и прекращения права собственности.  Для этого нужно подать заявление «О ликвидации строительного объекта». Снова с теми же документами: паспорт, права собственности на землю и на недвижимость, план участка, а также акт обследования, подготовленный кадастровым инженером после осмотра участка демонтажа. Все через МФЦ или в «Личном кабинете» официального сайта Росреестра. Последнее при наличии личной электронной цифровой подписи. Бюрократических шагов, как всегда, не мало, зато госпошлину платить не придется.

5 этап – строительство нового, но согласно местным ПЗЗ

При строительстве нового дома, обратите внимание на правила землепользования и застройки (ПЗЗ) вашего поселения, утвержденные в муниципальном образовании. Вариант «Я же построил новый дом на месте старого» не пройдет. И при несоответствии нормам, новый дом может быть признан самостроем.

Существует мнение, что легче и быстрее оформить такую цепочку как «снос старого – строительство нового» как РЕКОНСТРКУЦИЮ, так мол и фин.затраты снизятся и ускориться бюрократический процесс.  Убить двух зайцев, не получится, ведь понятие реконструкция подразумевает «изменение параметров (площади, размеров, дизайна) объекта капитального строительства… а также замену и (или) восстановление несущих строительных конструкций». В теории – можно оформить, на практике – чуть промахнётесь с требованиями к реконструкции – получите самострой, а он как известно, снова пойдет под снос.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

Остались вопросы? Напишите нам!

Нажимая кнопку «ОТПРАВИТЬ ВОПРОС», я даю свое согласие на обработку моих персональных данных, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 года №152-ФЗ «О персональных данных», на условиях и для целей, определенных в Согласии на обработку персональных данных